Cheap flights Горнолыжный туризм » О том, как снимать горнолыжников на трассе

О том, как снимать горнолыжников на трассе

Девять приемов фотосъемки соревнований по горным лыжам или сноуборду

Съемку на этапах Кубка мира мы не рассматриваем, поскольку там для прохода в зону прессы нужна аккредитация. Ну а уж если у вас она есть — то все, что написано здесь, вы прекрасно знаете. А значит, мы не рассматриваем вопрос «Как пройти к трассе поближе», договорились? Ну, почти не рассматриваем.
Два слова о фототехнике. Зеркальный фотоаппарат с объективом, фокусное расстояние которого не менее 200 мм — лучшийвыбор для съемки спортсмена на трассе крупным планом. Это не значит, что без такой техники невозможно получить удачный снимок. Конечно, можно! Особенно если вы хорошо умеете пользоваться имеющимся у вас «орудием производства» и продуманно выбираете сюжет.

1 План съемки

Хорошенько подумайте — что именно вы хотите получить в результате. Другими словами — а зачем вам это, собственно, нужно? Хочется получить красивый снимок спортсмена на трассе? И желательно, одного из призеров? Или передать особенность определенного вида соревнований? А может быть, снять пейзаж, в котором спортсмен играет главную роль?
В любом случае поможет изучение достижений спортсменов, участвующих в соревнованиях, заранее: вы будете представлять себе, кто может претендовать на победу или, по крайней мере — кто проедет достаточно правильно и красиво, а просмотренный перед началом соревнований стартовый протокол поможет определить нужных спортсменов по нагрудным номерам.

2 Свет

Определите направление света во время проведения соревнований и решите, с какой стороны от трассы вы будете находиться. Другими словами, будете ли вы снимать спортсменов в контровом, боковом или прямом свете. Контровой свет даст прекрасный результат при изображении солнца в кадре и позволит выделить снежный шлейф из-под лыж, боковой — придаст изображению объем благодаря косым теням, а прямой — высветит все лицо спортсмена.
Осмотритесь вокруг: возможно, рядом с трассой есть возвышение — большой бугор или мачта освещения, и если забраться повыше, можно получить очень интересные кадры.

3 Ракурс

Традиционные варианты при съемке соревнований по скоростным дисциплинам — спереди-сбоку или во время прыжка. Слалом характерен очень быстрой сменой фаз поворота и, соответственно, требует большой точности при выборе места съемки. Слалом-гигант при съемке занимает промежуточное место: на трассе будут места, где спортсмены смогут продемонстрировать свою технику, а будут и скоростные участки.
Однако найти подходящую точку для съемки только полдела. Намного важнее, чтобы эта точка была безопасной по мнению судей, спортсменов, тренеров и организаторов соревнований. Посмотрите, где стоят сами тренеры, спасатели и судьи — они хорошо понимают, где можно встать, чтобы не мешать спортсменам. Вполне возможно, что выбранное ими место подойдет и вам. И если вам делают замечание и рекомендуют убраться куда подальше — не спорьте, а, извинившись, покиньте понравившееся место и отправляйтесь искать новое. Впрочем, вполне возможно, что вам будет достаточно отойти чуть дальше или буквально на несколько метров в сторону — спросите об этом тех, кто просит вас не мешать проведению соревнований. Ваша быстрая доброжелательная реакция и просьба помочь с выбором безопасного места для съемки — залог успешного консенсуса. Конечно, бывают и исключения — никто из нас не ангел.

4 Задний план

Беспроигрышный вариант — небо или снег. Ровный фон, даже будучи резким, не будет отвлекать взгляд от основного объекта съемки. С другой стороны, размытая разноцветная толпа спортсменов или болельщиков тоже выглядит на снимках очень красиво. Могут красиво «сыграть» вешки. А вот торчащие «из головы» спортсмена опоры подъемников, контрастные предметы на белом фоне — камни или защитные сетки, снежные пушки и прочие принадлежности инфраструктуры курорта, как правило, отвлекают взгляд от основного объекта съемки. Постарайтесь их исключить из кадра.

5 ISO/Выдержка/Диафрагма

Итак, вы возле трассы, на которой проходят соревнования. Точка съемки выбрана, вас не выгоняют, фон прекрасный. Какие настройки экспозиции выставить? «На автомате» не годится, потому что камера не понимает, что перед ней объект, скорость которого может превосходить 100 км/час.
Есть один очень простой рецепт: Забудьте об автоматическом режиме съемки, я предпочитаю режим приоритета диафрагмы. Почему? Это дает возможность обеспечить нужную с вашей точки зрения глубину резкости и не слишком задумываться об экспозиции.
Оптимальный вариант при съемке без проводки (сопровождения объективом спортсмена во время его движения) — минимальное ISO (то есть минимум шумов), кратчайшая выдержка (хотя-бы 1/2000) и немного прикрытая диафрагма — так, чтобы весь спортсмен находился в зоне резкости.
Почему? Начнем с выдержки. Примем скорость спортсмена за 36 км/час. На самом деле даже на трассе слалома скорость выше, но для упрощения вычислений и этого хватит. 36 км/час = 36000 м/час = 10 м/сек = 1000 см/сек. При выдержке в 1/1000 спортсмен успеет уехать на 1 см. Немного? Зависит от того, насколько крупный план вы снимаете. При достаточно крупном плане снимок будет выглядеть «размазанным». А если вы снимаете соревнования по скоростному спуску, скорость возрастет втрое… Значит, необходимо использовать самую короткую из возможных выдержку, следовательно — увеличивать ISO (эквивалент светочувствительности матрицы). До каких пределов — зависит от возможностей вашей камеры.
Диафрагму имеет смысл прикрывать не слишком сильно — конечно, если объектом съемки является именно спортсмен, а не все, что попадает в кадр. При красивом фоне это иногда хочется сделать. Но в большинстве случаев (в зависимости от фокусного расстояния вашего объектива) вполне достаточно прикрыть диафрагму до величины 5,6 — 6,3, а то и меньше.
Делаем пробный кадр. Смотрим. Чуть прикрываем или открываем диафрагму.
Делаем пробный кадр. Смотрим. Изменяем ISO.
Делаем пробный кадр. Смотрим. Все отлично? Бросайте читать эту статью и начинайте уже снимать!
Но жизнь (а точнее — свет) диктует свои условия… В результате приходится и задирать ISO до максимума, и открывать диафрагму практически полностью, чтобы использовать весь скудный свет, который условия проведения соревнований предоставили в ваше распоряжение. Что-же, действенный совет — сделайте несколько пробных кадров и выберите те параметры, которые вас удовлетворят.

6 Фокусировка и момент нажатия на спуск

Конечно, идеальный вариант — скоростной автофокус камеры, которая может стрелять очередями со скоростью не менее 6 — 8 кадров в секунду. На практике такие камеры есть далеко не у всех.
Начнем с распространенного варианта: в вашем распоряжении камера с автофокусировкой и быстро фокусирующимся объективом, но с малой скорострельностью. Установите режимы однократной съемки и следящей автофокусировки и включите все точки фокусировки. Начинайте сопровождать спортсмена, держа его «в перекрестье прицела» заранее. За секунду-две (время подбирается опытным путем) до выбранной точки съемки нажмите кнопку спуска наполовину — камера сфокусируется и АФ начнет сопровождать движущийся объект. Имейте в виду, что если вы будете держать спортсмена в прицеле слишком долго, АФ некоторых камер может немного запоздать и выпустить на мгновение объект съемки из зоны резкости. Поэтому слишком заранее нажимать кнопку спуска наполовину может оказаться даже вредным. Остается только вовремя дожать кнопку спуска. Просмотрите полученный кадр и внесите коррективы — немного раньше или позже дожимайте спуск.
А при наработке некоторого опыта можно получать прекрасные резкие снимки и при помощи медленной или неавтофокусной оптики, установленной на «медленную» камеру. Причем практически гарантированно. Для этого нужно отключить режим АФ, заранее вручную сфокусироваться на точку, которую проедет спортсмен (выполнить предварительную фокусировку), и подобрать правильное время нажатия на спуск. Для получения надежного результата нужно понимать, где именно проедет спортсмен и какая фаза поворота будет выглядеть наиболее выигрышно. Но эта тема выходит за рамки вопросов, касающихся фотосъемки.

7 Дубль, дубль и еще дубль

Делайте много дублей. Уже много снимаете? Снимайте еще больше. Флэшки нынче продаются россыпью, камеры быстро «молотить» RAWы умеют. Созданы все условия, чтобы делать хоть по сто кадров в выбранной точке трассы. А поскольку съемка соревнований в основном используется для отражения технических моментов спуска, просматривайте сразу же каждый сделанный кадр до тех пор, пока результат вас не удовлетворит. Вносите коррективы и продолжайте снимать. И чем тщательнее вы будете анализировать результаты, тем быстрее у вас будет получаться то, что хочется, и тем реже вам придется включать режим просмотра.
А иначе как? Может, конечно, повезти, и с первого дубля удастся «поймать момент». А может не повезти, и останетесь вы без хорошей фотографии, будете потом жалеть. Я предпочитаю разгребать после съемки сотни RAWов, но не упустить кадр.
Кстати: забудьте о формате JPG, используйте RAW. Если вы ошиблись в экспозиции, RAW вы сможете исправить почти всегда, а JPG — крайне редко и в очень узких пределах.

8 Будьте наготове

Все время будьте готовы к нештатной ситуации: падению или вылету спортсмена с трассы, да мало ли что! Именно в такие моменты кадры получаются (если получаются) очень эмоциональными. Камера должна быть наготове постоянно.

9 Флэшки, аккумуляторы и прочая мелочь

Всегда имейте в запасе несколько флэшек и как минимум один (лучше пару) запасных аккумуляторов. Во время соревнований ваша привычная флэшка может закончиться очень быстро, особенно если вы будете стрелять очередями, надеясь потом «выбрать наиболее удачный кадр». (В случае камеры, снимающей 3 — 4 кадра в секунду, такого может и не получиться, но вы об этом узнаете, когда будет уже поздно). На морозе аккумуляторы, особенно неновые, отрабатывают буквально сотню-другую кадров, а захочется отснять больше.

Я иногда использую безумно полезную вещь: мягкий утепленный чехол, в который легко входит камера вместе с объективом. Стоит недорого, почти ничего не весит, а пользы — вагон: руки не мерзнут, да и аккумулятор не разряжается за час-другой. Очень рекомендую!

Теперь пара нюансов:
Не увлекайтесь открытыми диафрагмами. Глубина картинки, красиво размытый задний план — это все замечательно, но открытая диафрагма = малая глубина резкости, а значит, поймать спортсмена точно в фокус будет сложнее. Поэтому, снимая крупный план (портрет стоящего спортсмена или спортсмена в момент старта — вид сбоку), можно поставить диафрагму 2.8, но в общем случае открывать отверстие объектива имеет смысл только в случаях с очень слабым освещением или используя малую глубину резкости как художественный прием, оставляя резким лишь лицо спортсмена. А если снимаете общий план, диафрагму лучше немного прикрыть.

Не пренебрегайте и другими сюжетами, вот некоторые варианты:
 — спортсмены в стартовой зоне, работа тренеров, подготовка к старту;
 — стартующий спортсмен;
 — возле стартового протокола;
 — радость, поздравления…
 — погода;
 — пересечение финишной линии;
 — торможение с веером снега…

Спортивный фотограф не может выставить свет на трассе или общаться со спортсменами, как с моделью в студии. Не может попросить спортсмена проехать «еще разок», да еще и улыбнуться. Он может только снимать. Именно поэтому спортивная фотография лучше всего иллюстрирует, что снимает не камера, а человек. На соревнованиях, особенно крупных, могут быть десятки, а то и сотни фотографов. Все снимают с одной точки, схожим оборудованием одну и ту же трассу и тех же спортсменов на ней. А фотографии у всех получаются разные. Удачных снимков!


Нет комментариев на "О том, как снимать горнолыжников на трассе"

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Имя : 
Почта : 
Сайт : 
Комментарий: